666. БЕЗБОЖНИК Этот раздел посвящен борьбе с религией. Почему это необходимо? Эксплуататорские классы тысячелетиями прикрывали копья, мушкеты и пулеметы, обеспечивающие свое привилегированное положение в обществе, хоругвями и плащаницами "христовыми". Церковные песнопения заглушали стоны людей умирающих от непосильной работы и голода. За свое непротивление "богоданной" власти они могли рассчитывать на "вечное блаженство". Угнетатели же пребывали в роскоши и неге еще при жизни. Страх отдельного человека перед силами природы, болезнями, смертью умело использовался для насаждения антинаучных, противоестественных, по своей сути, природе человека воззрений. Там где не хватало страха перед силами "божественными", использовались пытки, костры и массовые казни. После расцвета античной культуры на полтора тысячелетия воцарилась эра царствования святых крыс. Наука, искусство, ремесла - все это подавлялось и разрушалось различными христианскими церквями. Лучшие представители человечества заканчивали свою жизни на костре. "Пепел Клааса стучится в мое сердце", - говорил Тиль Уеншпигель. Тысячи ученых средневековья заплатили своими жизнями за борьбу с религиозной чумой. Мы никогда не забудем подвиг Джордано Бруно, равно как и то как измывалась церковь над Галилеем. "Удавим последнего аристократа, кишками последнего попа", - этот лозунг Великой Французской Революции не потерял своего значения и сегодня. Развитие производительных сил вытесняет религию из всех сфер общественной жизни. Но стоит только произойти откату назад, как из всех щелей появляются мириады клопов кровопийцев: священников, монахов, пасторов, мулл и прочей нечисти. Крах деформированного рабочего государства в СССР, масштабная деиндустриализация страны, обнищание масс, привели к тому, что на свет появились тысячи прятавшихся раньше в покосившихся деревенских церквушек "батюшек". Их лощеные лица выглядывают из окон роскошных иномарок, мелькают на телевизионных экранах, повсюду слышны их слащавые речи. Религия - это лживое представление о мире - синоним обмана, широко востребована сегодняшними "хозяевами жизни". Это не случайно, не желая говорить народу правду, пускай даже жесткую - любая власть обращается к религии. Советская власть беспощадно боролась с религией в свои самые первые, самые светлые годы - объединенная под знаменами воинствующего безбожия - комсомольская молодежь ликвидировала церкви, выбрасывала на свалки религиозные фетиши. Она смело шла по пути строительства нового мира. Она была лишена страха. Из ссылок и лагерей, где религиозная контра отрабатывала свою прежнюю беззаботную жизнь, сталинская контрреволюция вызвала поповство к жизни. В 1944 один из недобитых митрополитов был назначен Патриархом (т.е. Верховным попом). Но природа, пусть даже деформированного, советского государства сопротивлялась попыткам вернуть к жизни феодальные пережитки. Жалкая каста стукачей, околпачивавшая больных и убогих, а затем доносившая на них в органы тихо вымирала, окруженная презрением и ненавистью рабочих масс. Социальная контрреволюция 90-х привела к тому, что религия стала заменять науку в различных сферах общественной жизни. "Святая" вода, молитвы и заговоры вместо антибиотиков, крестные ходы вместо противоградных орудий, Вера - вместо знания. Мерзкие попы выбросили из Исакиевского собора в Ленинграде символ торжествующего атеизма - вещественное олицетворение правоты Галилея - самый длинный в мире маятник Фуко. Они отбирают у народа музеи и архитектурные ансамбли, некогда церковь построила их на деньги украденные у народа, потом народ вернул эти, построенные его руками сокровища себе - теперь клир опять наложил на них свои жирные лапы. Вместо спасавшего папанинскую экспедицию самолета в Музее Арктики и Антарктики, занимательных экспонатов привлекавших детей и молодежь к увлекательному миру высоких широт, мы можем теперь услышать лишь гнусные песнопения и завывания. Там где раньше толпились пионеры-экскурсанты, старушки-маразматики стоят в очереди за "святой" водицей из под крана. Любимый сотнями тысяч москвичей открытый бассейн - подло разрушен поповскими пособниками. Сколько бесплатного жилья, сколько новых линий метро можно было бы построить на деньги бездарно и преступно растраченные на ХХС? Руководители Московской патриархии жиреют день ото дня за счет бесчисленных налоговых и таможенных льгот, "вымоленных" у государства. В десятки раз сократилось финансирование науки и образования, институтов и школ, музеев, театров и библиотек - для них в казне нет денег, зато для попов они находятся всегда. На эти деньги попы строят себе роскошные особняки, покупают дорогие иномарки и золотые украшения, заводят содержанок различных полов. Вновь появились монастыри - рассадники различных противоестественных извращений. Но этот пир во время чумы не может продолжаться долго - ликвидируя раз и навсегда эксплуататоров, рабочий класс, заодно, сметет с арены истории и их верных приспешников из "божественного" бизнеса. * * * МЫ ЗАЯВЛЯЕМ - БОГА НЕТ И НИКОГДА НЕ БЫЛО! Де-теизм 1. Любая религия - зло. И от этого зла страдают люди. 2. Мы не хотим, чтобы от религиозного невежества страдали наши дети и близкие нам люди - граждане нашей страны. 3. Мы не собираемся разрушать храмы и воевать с попами. Храмы рухнут, когда последний русич перестанет молится богу, иго которого длится уже более 1000 лет! 4. Волна религиозной пропаганды хлынула на нас со всех сторон. Даже в интернет поналезли разного рода попы и проповедники. 5. Каждый человек, входящий в 3-е тысячелетие, должен очистить себя от многовековой грязи религиозного мышления. Он должен де-теизироваться. 6. Мы не против какой-то одной религии. Мы против всех религий. Мы против веры в бога. Мы против веры как таковой. 7. Только государство БЕЗ религии может достичь процветания. 8. Религия - это психическое заболевание. Заболевание, насильственно насаждаемое всем народам земли. Его разносчики - попы. Его жертвы - вы. 9. Мы не против верующих, потому что мы не против людей. Мы против того, чтобы этих людей обманывали. 10. Мы готовы очистить мир от религиозной проказы. Мы начинаем с себя. 7. КОПИЛКА ДЛЯ СЕРЕБРЕННИКОВ Оригинал этого материала Новая Газета № 14, 10.04.00 КОПИЛКА ДЛЯ СРЕБРЕНИКОВ Павел БОРОДИН, Антон ИВАНИЦКИЙ, Сергей МИХАЛЫЧ, Роман ШЛЕЙНОВ Когда Штирлицу грозил провал, когда ему было необходимо сорвать переговоры в Берне, он вспомнил почему-то не о каком-нибудь всесильном немецком олигархе, а о скромном пасторе Шлаге, который даже не умел ходить на лыжах. Пастор смог сделать все, что нужно, поскольку церковь всегда держала в руках ниточки большой политики. Этот хрестоматийный ход в нынешней истории России использовался трижды: на выборах 1996 года, во время чеченской кампании и на последних выборах президента. Наши пастыри, тихо и незаметно, тоже сделали свое дело. Правда, не как герой Плятта, чтобы спасти свою семью, а по-нашенски - за деньги. Неприятно, конечно, считать деньги церкви, но не тогда, когда от них топорщатся карманы под рясой. Хорошо использует РПЦ свое служебное положение Когда мы говорим об олигархах и анализируем их вклад (или наоборот) в предвыборную кампанию теперь уже президента, то, перечисляя буквы алфавита: А (Абрамович), Б (Березовский), В (Вяхирев), Г (Гусинский), Д (Дерипаска), Е (Егиазарян)... - почему-то пропускаем букву Р (Ридигер). По недоразумению, наверное. Точно так же, склоняя президентских пиарщиков: Грефа, Павловского и проч., говоря об "Александр-хаусе" и Кремле, забываем о Свято-Даниловом монастыре. Именно там была проведена, и проведена безошибочно, своя часть PR-кампании. Патриарх не обещал ничего, но сделал все, что от него зависело. К обоюдной выгоде. Западные аналитики голову сломали, пытаясь предугадать, как Путин будет выстраивать свои отношения с олигархами: кому поможет, а кого посадит. (Да и сами олигархи пока не в курсе.) Естественно, все теперь зависит от политической конъюнктуры. Лишь отношения президента с Патриархом Алексием II (Алексеем Ридигером) строятся по другому алгоритму. Отношения эти прочны. Слишком многим обязана власть Московской Патриархии, и слишком многим Патриархия обязана Кремлю - и в плане политическом, и в плане денежном. Но, думается, отношения Путин-Патриарх будут крепче, чем Патриарх-Ельцин. И дело здесь в корпоративности. Трудно сказать, думал ли нынешний президент о своей будущей карьере разведчика в те времена, когда скромный настоятель Йыхвинской православной церкви в Эстонии делал свою головокружительную карьеру. За три года - епископ Таллинский, еще через семь лет - митрополит. Выездной митрополит (трудно будет найти другого деятеля РПЦ, столь многократно преодолевавшего "железный занавес"). Такая головокружительная карьера совпала с другой, о которой почти ничего не известно. Лишь отдельные упоминания в таллинском архиве проясняют обстоятельства вербовки 28 февраля 1958 года приходского священника "агента Дроздова" "для выявления и разработки антисоветского элемента из числа православного духовенства" с выдвижением его по возможности на пост епископа Таллинского. О взаимоотношениях спецслужб и церкви можно писать многотомные детективы. У каждой церкви спецслужба своя, и РПЦ - вряд ли исключение из общего правила. Но нигде, пожалуй, как в России, государство и церковь, спецслужбы (ВЧК-КГБ-ФСБ) и патриархия так тесно не сотрудничали на почве "спецопераций". Выборы-96 В 1996 году Патриарх Алексий участвует в PR-кампании голосующих сердцем наравне с группой "На-На". Не имеет смысла преувеличивать "административный ресурс" патриархии, но и недооценивать его также не стоит. Странный российский народ, ориентирующийся в своих поступках не на разум, а на символические категории коллективного бессознательного, всегда выбирает сердцем. Церковь к сердцам даже неверующих ключики имеет. Хотя бы потому, что "святая троица" российской идеологии - Бог, Царь, Отечество - переживает ренессанс в слегка видоизмененной форме. Царь - теперь на первом месте. Не за это ли ключничество, авансом и по итогам, расплатилась власть с патриархией, когда в марте 1996 года правительственная комиссия решением № 35 признала гуманитарной помощью церковное вино для нужд РПЦ, поставляемое на безвозмездной основе из Германии? Во главе новой импортной системы встал г-н Пархаев - руководитель художественно-производственного предприятия "Софрино". Через коммерческие фирмы "Эвихон", "Анис" и "Белан" ХПП "Софрино" реализовало гуманитарного вина на 30 млн долларов. И когда в июле 1996-го правительство отменило таможенные льготы на вино и сигареты, то это решение не коснулось структуры г-на Пархаева. А в августе 1996 года первый зампредседателя Государственного таможенного комитета г-н Кругликов телетайпограммой подтвердил льготы "Софрина". Не с тех ли самых пор завязалась теплая дружба между ГТК и РПЦ, которая однажды даже привела к силовой операции? Пресса уже сообщала, что в 1999 году на аэродроме Чкаловский задерживается Ил-76 (борт - 76457), который доставил из Китая груз в адрес фирмы "Вертекс" (глава - г-жа Сотникова, фирма действует под крылом Фонда примирения и согласия, попечительский совет которого возглавляет Патриарх). За гуманитарным грузом тогда скрывались обычный китайский ширпотреб на общую сумму 4 млн долларов. Груз арестовали. Освобождать товар приехали сотрудники спецподразделения ГТК. На самом деле коммерческая деятельность РПЦ на почве импорта началась много раньше и в 96-м не завершилась (последние скандалы датированы 2000 годом). Еще в 1994 году РПЦ в связи со своим бедственным положением обратилась к правительству с просьбой разрешить ей ввозить в страну подакцизные товары (вино и сигареты) по линии гуманитарной помощи без пошлин. И уже в конце года правительственная комиссия выделила соответствующие квоты (предельная квота составляла 50 тыс. тонн табачных изделий). За три года в штаб гуманитарной помощи РПЦ, возглавляемый архиепископом Климентом, поступило 10 тыс. тонн сигарет. По некоторым данным, от поставок сигарет церковь еженедельно должна была получать 1 млрд неденоминированных рублей. Всего же - 24 млрд. Чечня Кто-нибудь когда-нибудь слышал громкие публичные высказывания главы РПЦ с критикой действий федеральных сил в Чечне? Если спросите Патриарха, почему он не препятствует бойне, он ответит политкорректно: церковь отделена от государства. Но отделенность эта касается только очень специальных вопросов, но не касается выборов, а значит - денег. Может быть, суть позиции патриархии по отношению к войне кроется в ином? В марте 1994 года министр обороны Грачев и Патриарх Алексий II совместным решением создали координационный комитет по взаимодействию между Вооруженными Силами и РПЦ. А в 1995-м - Федеральный фонд для аккумулирования внебюджетных средств за счет передаваемого на нужды патриархии (?) военного имущества: плавсредств, военных причалов, портового оборудования, аэропортов (!), ремонтных заводов, инженерной техники, транспортных средств и средств связи. Кроме того, для осуществления хозяйственной деятельности фонду передавались объекты санитарно-оздоровительного комплекса, культуры, спорта, складские, производственные, иные помещения, земельные участки и прочее недвижимое имущество, принадлежавшее ранее МО. Сопредседателями комитета стали генерал-лейтенант Иван Микулин и зампредседателя отдела внешних церковных сношений Виктор Петлюченко, одновременно курировавший науку и контакты РПЦ с предприятиями оборонного комплекса. На смену В. Петлюченко пришел тогда еще архимандрит Красногорский Савва. Игорь Родионов после своего назначения на пост министра обороны провел срочную служебную проверку по факту создания внебюджетного фонда. Проверка, проведенная Главной военной прокуратурой, показала, что внебюджетный фонд якобы имел свой банковский счет, через который прокручивались огромные суммы. А проверяющие как будто вышли на ряд посреднических фирм, занимавшихся распродажей остатков недвижимости и материально-технических средств бывшей Западной группы войск в Германии. Кроме того, первый замначальника управления делами Минобороны Б. Сотоцкий в своем заключении, в частности, написал, что при рассмотрении совместного заявления РПЦ и Минобороны о создании фонда выявились "расхождения с некоторыми пунктами военного и гражданского законодательства". На секундочку, в свое время журналисты пытались ответить на вопрос: откуда так много всего военного у Дудаева? И почему-то всегда натыкались на проблемы группировки российских войск в Германии. Может быть, именно этим обусловлено расхождение позиции Патриарха в отношении Чечни с известными заповедями того, кого продали за тридцать сребреников? Выборы-2000 В 1999 году трон царя мирского зашатался. За помощью опять-таки обратились к патриархии. И Алексий II активизировался на политическом фронте. Уже в мае Патриарх начал выступать с различными заявлениями. Он призывал Думу поддержать кандидатуру Степашина на пост премьера. Затем разыграл многоходовку в духе Г. О. Павловского: возбудил коммунистов предложением перезахоронить останки Ленина и тем самым напугал тех, кто еще по скудоумию боится современных сторонников Зюганова. Степашина утвердили. Но пик активности Патриарха пришелся на декабрь 1999 - март 2000 года. Формально церковь не имеет права вмешиваться в политику государства - она должна заботиться о духовном развитии его граждан. Сам Алексий определяет предназначение церкви так: "Церковь не участвует в политической борьбе... Но она стремится донести до людей голос воли Божьей и голос народной совести". (Из интервью радио "Маяк".) Вот как звучал этот голос 31 декабря: "Начинается новая страница в жизни государства Российского, и мы молитвенно пожелаем тому, кому переданы президентские полномочия, Владимиру Владимировичу Путину, помощи и благословения Божия в его новых и ответственных трудах". Сразу за благословением последовала публикация в журнале "для тех, кто любит Россию" и матерь нашу, Церковь Православную, - "Русский дом", в которой говорится: "Ясно, за кого следует отдать свой голос, - за самого хорошего, лучшего и единственного. Или, правильнее, - за избранного и поставленного Богом. То есть за православного царя". Материал подписан мирянином РПЦ Владимиром. В статье на следующей полосе, подписанной уже аналитическим товариществом "Русский дом", объясняется, что этот хороший, лучший, единственный православный царь - Путин. Причем приводятся весомые доказательства. Друг напротив друга две фотографии - Путина и бюста Гая Юлия Цезаря. Читателю предлагается сравнить анатомические детали лица и головы "лидеров" и на основе этого сделать свой выбор. Журнал поясняет: если рассматривать уши, то Путин куда более выгодный руководитель, чем Цезарь. Вторым счастливцем стал Титов. В канун праздника Покрова Пресвятой Богородицы в 1999 году, когда Алексий посетил Самарскую губернию, Титов уверил его, что в течение восьми лет он "верой и правдой служил идеалам перестройки нашего общества", и добавил, что церковь, отделенная от государства, никак не должна быть отделена от общества. Как не наградить орденом? Наградили. Орденом Владимира Здесь нелишним будет заметить, что у Патриарха прямо страсть к кандидатам в президенты. Не так давно Алексий благословил "Титова" прошлых выборов - генерала Лебедя. Уж не знаем, была ли идея одарить Александра орденом Бориса, но в речах Патриарх сдержан не был. Ну и в качестве квинтэссенции PR-кампании слова Патриарха из интервью журналу "Профиль": "Каждый человек призван трудиться в той области, которую ему уготовил Господь". И потом: "Будущее зависит от президента - оно зависит от каждого". Читаем между строк: пост президенту уготовил Господь - не трогайте его, а сами трудитесь, ибо ваша жизнь от "божиего помазанника" не зависит, она целиком в ваших руках - следовательно, на президента не пенять. Разные услуги Активен Патриарх и на ниве внешней политики. Как только появились разногласия с Западом по вопросам Чечни и Югославии, тут же была дана высочайшая оценка. Опять-таки интервью в журнале "Профиль", в котором Патриарх на вопрос о том, почему российское правительство иногда угождает Западу, ответил: "Нас все время учат, какие законы нам принимать, как нам жить... Почему это не вызывает критики? - России есть свои традиции... которые нужно бережно сохранять". Это тоже иносказание. Читать следует так: хватит Западу вмешиваться в действия нашего правительства, мы сами знаем, что делать; воевали с Кавказом веками и будем воевать - по традиции. Как только понадобилось братство с Белоруссией - Патриарх уже там, получает орден Франциска Скорины. Из благодарственной речи Алексия: "Мы обрели самое важное - зримое ощущение живой любви к народу России со стороны белорусского народа..." Скорее он оговорился. Пожалуй, то, что он хотел сказать, было: мы обрели самое важное - ощущение видимости живой любви к народу России со стороны белорусского правительства... И все-таки не совсем ясно: зачем Патриарху необходимо входить в образ политика. Обратимся к Макиавелли, который задался вопросом, как Папа Римский все-таки стал авторитетом для королей Европы. Оказывается, создавая образ отца-благодетеля по отношению к тому монарху, кто был на коне, а не на щите. То есть держал нос по ветру. Патриарх Московский - безусловно, человек образованный и Макиавелли читал, как помнит и суть интриги между царем Алексеем Михайловичем и Патриархом Никоном, и то, какую роль сыграл Патриарх Филарет в приходе к власти Романовых. РПЦ всегда (исключение - Петр I) была в тесной связке с властью, но никогда еще не была так крепко повязана. (Все-таки Миша Романов, хотя и был членом семьи Патриарха, но не состоял на службе у Малюты Скуратова). Просто если в древние времена власть больше тешила тщеславие, то теперь - власть служит для щекотки карманов. В 2000 году позиция патриархии опять проплачивается Кремлем (авансом и по итогам, как тогда, в 1996-м), и опять возделывается уже удобренная нива - импорт. В январе 2000 года представителей авиакомпаний, наиболее заметных на рынке грузовых перевозок, познакомили с Гульназ Сотниковой - той самой, что организовала фирму "Вертекс" и встала во главе Фонда примирения и согласия Патриарха. Руководителям рекомендовали прислушаться к ее идее создать единого агента на рынке международных грузовых перевозок. Мы уже сообщали в "Новой газете" о том, что этот агент - частная структура, которая в случае реализации проекта получит исключительные полномочия, начнет регулировать рынок при помощи произвольного ценообразования и закончит всю эту эпопею переделом рынка в свою пользу. Мы также напомнили о том, что роль "регулировщика" в подобных делах не подходит Гульназ Сотниковой, которая фигурирует в целом ряде скандалов, связанных с нарушением таможенных правил. Гульназ Сотникова вряд ли является самостоятельным игроком. И дело здесь не в российской патриархальности, а в фигурах из Московской Патриархии, на фоне которых бизнес-леди теряет всякий вес. Патриарх Алексий II, тесно связанный с Фондом примирения и согласия, возглавляемым Сотниковой, судя по всему, активно лоббировал экономические интересы патриархии в личных разговорах с высшими чиновниками государства. Да, кстати, уголовные дела, заведенные против Гульназ Сотниковой, в свое время были переданы в производство ФСБ. Какие-то были прекращены (кстати, по мнению прокуратуры, незаконно), а о каких-то - ни слуху ни духу. 8. ГОЛУБОЕ ЛОББИ В РПЦ Оригинал этого материала - АПН Священники с традиционной сексуальной ориентацией боятся, что скоро окажутся в меньшинстве. Среди церковнослужителей и православных верующих Свердловской области бушует страшный скандал: глава епархии Владыка Никон уличен в мужеложестве, а также рукоприкладстве, пьянстве и богохульстве. 52 местных батюшки подали 88 рапортов Патриарху Алексию II с жалобами на своего епископа. В ответ руководством РПЦ епископу-содомиту всего лишь объявлен выговор. Радетели священнического целомудрия, явившиеся зачинщиками антиниконианского бунта, наказаны гораздо круче: игумен Тихон (Затекин) освобожден от обязанностей наместника Свято-Николаевского Верхотурского монастыря, игумен Авраам (Рейдман) - от обязанностей наместника монастыря во имя Всемилостивого Спаса в Екатеринбурге. Журналист Максим Гликин, автор ряда популярных книг о современной российской преступности, анализирует тайную подоплеку столь либерального отношения верхушки РПЦ к процветающему в среде священников гомосексуализму. В истории с разоблачением "голубого" епископа Екатеринбургского и Верхотурского Никона и последующим отлучением священников-разоблачителей от приходов много неясного и даже фантастического - особенно для тех, кто плохо разбирается во внутрицерковной кухне. Оставим пока в стороне вопрос о том, как чисто психологически этому священнослужителю удавалось совмещать свои прямые обязанности с содомским грехом. Гораздо интереснее два других вопроса. Первый: почему он прелюбодействовал так дерзко, нагло, почти открыто - не на какой-нибудь конспиративной квартире, как Скуратов, или в подпольной бане, как Ковалев, а прямо в монастырях - доверяя свои сердечные тайны случайным, непроверенным людям? И второй: почему высшие иерархи православной - по определению самой ортодоксальной - церкви решили покарать не содомита, а тех, кто попытался вывести его на чистую воду. Речь идет даже не о справедливости, а о церковном авторитете. Очевидно, что неадекватное решение Синода вызовет не только скандал, но и массовый отток верующих. А в связи с этим - если рассуждать более меркантильно - значительные финансовые потери. Получается, православные авторитеты сознательно терпели неизбежные в этой ситуации убытки, лишь бы оставить епископа Никона на его посту? Выходит, решение это связано с некоей принципиальной позицией патриархии? Каковы же эти принципы, каковы критерии кадровой политики в Русской православной церкви образца 99-го? Ключ к пониманию этих загадочных критериев можно найти в словах самого Никона. В рапорте игумена Тихона, наместника Верхотурского Свято-Николаевского монастыря, говорится, что Никон требовал приводить к нему для сексуальных развлечений юношей (келейников). Архиерей-содомит заявлял при этом: "В других епархиях настоятели монастырей занимаются поставкой мальчиков Правящим Архиереям ... и если на мое место придет другой Архиерей, то он тебя, Тихон, выгонит за то, что ты не будешь поставлять ему мальчиков". Это не было блефом, пустой угрозой. О том, что "голубой досуг" священнослужителей - явление если не повсеместное, то, по крайней мере, достаточно распространенное, есть не только устные свидетельства пострадавших, не только слухи и толки - но и вполне конкретные факты из криминальной хроники. В Москве, например, не так давно проходил весьма примечательный судебный процесс, где в роли потерпевшего выступал иеромонах Амвросий из храма Всех Святых на Соколе. Судили двух юношей: Ивана Лукашко и Дениса Ковалева. Судили за нанесение тяжких телесных повреждений - Денис пырнул отца Амвросия кухонным ножом. История банальная. Иеромонах познакомился с парнями на улице, пригласил их в офис церковного издательства, где он работал, напоил коньяком, помыл в душе и вместе с ними возлег. Парнишки попытались было оказать сопротивление, но дородный батюшка проявил настойчивость. Денису ничего не оставалось, как схватить нож... И такие истории - сплошь и рядом. При расследовании убийства отца Александра Меня выяснилось, что примерно в то же время было убито еще несколько священников. В связи с этим следствие отрабатывало версию о маньяке-гомосексуалисте, сводившем счеты со своими партнерами. Еще один весьма характерный случай произошел в городке Каменск-Шахтинский Ростовской области. Там за соучастие в изнасиловании арестовали иеромонаха Владимира, настоятеля единственного в городе православного молитвенного дома. При обыске у святого отца обнаружили целый секс-шоп: видеокассеты с крутой порнухой, несколько искусственных половых членов и прочую отнюдь не церковную утварь. А, кроме того, отыскали наркотики - марихуану. Позже выяснилось, что за спиной у 32-летнего батюшки - 8 лет лагерей. В истории с отцом Владимиром все более-менее ясно: многие люди меняют свою половую ориентацию в зонах, где их "опускают" ("петушат") за различные проступки. Но почему подобные же наклонности образуются у вполне цивилизованных людей, проповедующих христианские добродетели, помнящих, что за сексуальные извращения Всевышний уничтожил 5 городов? И почему церковное начальство постоянно опускает глаза на греховные наклонности православных пастырей - также, как и на их уголовное прошлое? Характерно, что героями большинства "голубых" скандалов становятся монашествующие священнослужители. С одной стороны, постриг дает шансы для более быстрого карьерного роста: в православии именно монахи стоят на самых высоких ступенях церковной иерархии. С другой стороны, жизнь в монастыре чем-то сродни жизни на "зоне". Дефицит женского пола компенсируется за счет "собственных ресурсов", в данном случае - силами юных послушников и семинаристов. Так, вероятно, было испокон веков. Но именно сейчас конфликт между священниками нетрадиционной ориентации и священниками-"натуралами" достиг особый остроты и уже выплескивается в СМИ. Дело не в так называемой гласности. Но в том, что настоящих священников - не атеистов в рясах - все больше беспокоит одна страшная тенденция, которую они сами называют "голубым лобби". Нетрадиционная ориентация батюшек все больше превращается в традиционную. Все больше "голубых" священнослужителей оказываются на ключевых постах в региональных епархиях. И осведомленные люди замечают, что это происходит не по закону случайных чисел, но является продуманной кадровой политикой. Ничто не объединяет людей сильнее, чем соучастие в преступлении. Круговая порука клерикалов только крепнет от их общих гомосексуальных тайн. Описанные в рапортах потерпевших священников и семинаристов "приставания" со стороны епископа являются в некотором смысле кадровым отбором. Понятно ведь, что небедный архиерей мог бы найти мальчиков и на стороне - рынок всевозможных сексуальных услуг в России достаточно сформирован. Но этому святому отцу было важно, чтобы в контакт с ним вступали свои. Предложение заняться любовью являлось своего рода "проверкой на вшивость", поиском сторонников и соратников. Не случайно за согласие разделить с ним постель епископ обещал повышение по церковной службе - и, в общем-то, выполнял свои обещания. "Голубое лобби" создается по вертикальному принципу - от маленьких приходов до мощных епархий, от дьячков до архиепископов. Свердловский бунт "ретроградов" по большому счету был жестом отчаяния. Отец Тихон и его единомышленники, похоже, не были удивлены реакцией патриархии - потому и не очень торопились сообщать о "шалостях" епископа Никона. Они не сомневались, что епископ имеет высоких покровителей. Что информация, поступающая к патриарху, строго дозируется - и симпатия тех, кто ее фильтрует, не на стороне разоблачителей. Увы, предсказуема была и реакция Священного Синода. Не то чтобы члены этого высокого собрания имеют пресловутую ориентацию. Просто нынешнее положение вещей православную элиту вполне устраивает - и с точки зрения управляемости церковными кадрами, и с точки зрения стабильности и преемственности власти. И с точки зрения совместного бизнеса. Общеизвестно, что Русская православная церковь сегодня - это мощная финансово-промышленная империя. Фактически каждый приход - это коммерческое предприятие, оперирующее в основном черным налом. Наряду с мелкими фирмами есть и солидные концерны-крупняки. Такие, как предприятие "Софрино", в пору расцвета таможенных льгот ставшее одним из крупнейших в России импортеров табака, а также вина из Европы. Кроме того, РПЦ является главным соучредителем РАО "МЭС", в середине 90-х возглавившего список крупнейших нефтяных спецэкспортеров. Кроме того, под контролем РПЦ до не давнего времени действовало АОЗТ "Артгемма" - предприятие, созданное для огранки алмазов, но на манер "Голден АДА" предпочитавшее отправлять необработанные камешки, поступавшие из кладовых Гохрана, за рубеж - в основном, в Бельгию. (Кстати, по некоторым сведениям, "Артгемме" якобы покровительствовал зам руководителя Гохрана Александр Абрамов, тяготевший к общения с "голубыми" клириками, которых он не раз одарял сокровищами Гохрана). Очевидно, что значительная часть "церковных" финансовых потоков протекает через ту область нашей экономики, которую принято называть "теневой". Бизнес этот связан с большими рисками, с повышенными требованиями к хранению коммерческих тайн, строится больше не на бумажных, а на устных договоренностях. Интимная и одновременно греховная связь партнеров по бизнесу - лучший залог надежности и стабильности предприятия. Кстати, упомянутый герой "голубого" скандала отец Амвросий крестил и проповедовал не где-нибудь, а во Всехсвятской церкви, которая с застойных времен была второй в Москве по доходам после кафедрального собора. А покровитель отца Амвросия, настоятель Всехсвятской церкви епископ Бронницкий Тихон возглавляет к тому же церковное издательство и является, если можно так выразиться, одним из топ-менеджеров православной финансовой империи. ...Автор этих строк имел долгий и откровенный разговор с отцом Фомой - одним из тех священнослужителей Свердловской области, которые осмелились перейти в открытую оппозицию к "голубому" епископу. Меня интересовал тот вопрос, который прозвучал в начале этих заметок: как чисто психологически сочетаются в умах православных иерархов священнодействие и сексуальные извращения? Являются ли эти люди в рясах убежденными атеистами - в лучших традициях советских времен, когда церковная карьера зависела от согласия сотрудничать с КГБ? Или они все же мнят себя верующими, однако провели негласную ревизию христианских канонов, отменили для себя многие запреты и с недавних пор не считают гомосексуализм грехом? Так поступили, например, некоторые из протестантов. Впрочем, и русские традиции богаты различными еретическими течениями, связанные с сексуальным ревизионизмом православия - вспомним хотя бы хлыстовство. Так может, это не атеизм, а новая ересь? Отец Фома сказал, что не знает ответа на эти вопросы. Но помнит, что именно такого рода вырожденческие тенденции в церкви описаны в Апокалипсисе. Те же слова я слышал и от других священников. Похоже, "голубые" скандалы подхлестывают в религиозной среде апокалиптические настроения не в меньшей степени, чем война на Балканах. Максим ГЛИКИН